Преображение Господа Иисуса Христа
Праздник Преображения Господня имеет свое особое неповторимое значение для православного христианства. Вспомним содержание евангельского события, послужившего основанием для праздника, и милостью Божией постараемся выразить смысл и значение Преображения Господа на Фаворе.
1. История и содержание события Преображения Господня.
О событии Преображения Господа повествуется в трех евангелиях – от Матфея гл.17,1-9, от Марка гл.9,2-9, от Луки гл. 9,28-36, еще упоминает о нем ап. Петр в своем послании 2 Петр. 1,10-19., и состоит оно в том, что Христос, пойдя по обычаю своему на гору помолиться, в этот раз взял с собой трех ближайших учеников – Петра Иакова и Иоанна. Во время молитвы ученики заснули (Лк.9,32), лицо же Христа, когда Он продолжал молиться, вдруг изменилось – стало сиять как солнце, одежды сделались белыми как свет (Мф.17,2), как белильщик на земле не сможет выбелить (Мрк.9,3). Рядом с преобразившимся сияющим Христом пробудившиеся ученики увидели Моисея и Илию, которые беседовали с Ним. Когда же Моисей и Илия стали отлучаться от Христа (Лк.9,33), Петр, как будто не желая прекращения происходящего, сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Давай сделаем три скинии (палатки) Тебе, Моисею и Илии» (см. Мф. 17,4). Когда он это еще говорил их осенило светлое облако, из которого раздался глас : «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, слушайте Его» (Мф.17,5). От преизбытка славы Божией ученики пали ниц, к ним подошел Христос, коснулся их и сказал, чтобы они не боялись. Они же, поднявшись от земли, уже не видели пред собой никого, только одного Иисуса, Который запретил им говорить о сем видении, доколе Он не воскреснет из мертвых (Мф.17,9).
2. О приближении Царствия Божия миру и человечеству во Христе.
Свое благовестие на земле Христос начал со слов: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). Заканчивая свое земное служение, Христос явил это «Царствие Божие, пришедшее в силе (Мрк. 9,1) на Фаворской горе, т.е. во всей полноте, самим делом засвидетельствовал свою проповедь. Преображение – это некоторый итог благовестия Христова (далее будет уже венец его: крест, воскресение, вознесение), опытное, действенное свидетельство того, что во Христе Царствие Божие, действительно, приближено к человечеству во всей полноте и силе своей. Все последователи Христовы призваны к постижению тайны этого Царствия («Ищите же прежде Царства Божия» Мф. 6, 33) чрез молитву («…взошел Он на гору помолиться» Лк. 9, 28), чрез Его святые добродетели и совершенствование в них («ибо их есть Царство Небесное» Мф.5,3), чрез священнодействия – Таинства Христовы («если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Ин.3,5). Итак, Преображение Христа являет таинственную реальность Царствия Божия, вся полнота евангелия открывает людям духовный опыт для постижения его.
3. О Божественном свете и благодати.
Начало соприкосновения со сверхъестественной реальностью Царствия Божия проявляется через созерцание в той или иной степени Божественного света и переживания благодати Божией («хорошо нам здесь быть» Мф.17,4). Подвизающийся во Христе человек говорит: «У меня на душа стало светлее», – а бывает, что и, — «все залито светом». В наибольшей же полноте явления Божественного света и благодати мы наблюдаем в духовном опыте святых, о котором свидетельствуют они в своих писаниях (сщмч. Дионисий Ареопагит, свт. Григорий Богослов, преп. Макарий Великий, преп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама и мн. др.). Основание же и совершенство, и вся полнота этого опыта в событии Преображения Господа на Фаворе.
4. Об источнике Божественного света.
Источник этого Божественного света и благодати – Христос, Он Божественное солнце, о котором писал ап. Иоанн Богослов («…светильник его – Агнец» Откр. 21,23). Так же как в видимом мире все происходит под солнцем, вся же полнота бытия, все в мире видимом и невидимом происходит пред Божественным солнцем – Христом. Естественное солнце сияет не по своему желанию, но по своей природе для всех (свт. Григорий Палама. Омилия 35, с.98) и дождь льет «на праведных и не праведных», и любить нам заповедано всех (см. Мф. 5,45) и земными благами нам заповедано делиться со всяким человеком праведным и неправедным (Римл. 12,20). О духовных же жемчужинах заповедано иначе (Мф. 7,6) и сам Христос говорит: «…какая вам за то благодать?» (Лк.6,32). Поэтому святитель Григорий Палама пишет, что Божественное Солнце в отличии от естественного имеет разум и волю, и озаряет тех только, кого пожелает, и то – только в той степени, как Ему угодно (Омилия 35, с.98). Поэтому соприкосновение с явлением Царствия Божия имеет объективный, но глубоко личный характер, Царь этого Царствия – Божественная Личность Христос. Поэтому вся наша духовная жизнь, с кем бы не общались из людей и чтобы мы кому не делали, в конце концов есть наше общение со Христом, либо мы Его славим, либо мы Ему досаждаем («Тебе единому согреших» Пс.50,6). Все пред Ним – Источником Божественного света, который либо светит нам, и мы духовно веселимся и радуемся в его благодати и совершаем спасение свое, либо мы его совсем не видим и духовно падаем и погибаем. Кто-то из Отцов сказал, что по большому счету есть только Бог и ты, и в этой стержневой духовной реальности совершается наше спасение.
5. Божественный свет и преображение.
На богослужении Преображения в величании праздника мы поем: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея Божественное преображение». Этим свидетельствуется, что Божественный свет Божественной природы Христа, прежде всего, преобразил человеческую природу самого Христа. Замечательно, что человеческая природа всякого человека, совершающего подвиг жизни во Христе Иисусе, поскольку бывающая причастна явлениям Божественного света, постольку бывает причастна и преображению. Прежде всего, преображается душа человека, а по ипостасному единству души тела, и самое тело. Писания Ветхого завета сообщают о сияющем лице Моисея (Исх. 34,30), о свете очей пишет пророк Давид (Пс.37,11), в народе говорят: «какая светлая личность». Но с наибольшей силой об этом преображении человека сообщается в Новозаветных Писаниях: «Вы – свет мира», «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф.5;14,16), «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13,43). Т.е. сам человек, подвижник Христов преображается и становится источником Божественного света, при условии, конечно, бесконечного смирения его – «на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис.66,2). Замечательным свидетельством этому являются факты житий святых Православной Церкви и наших русских святых – преп. Сергия Радонежского (см. разд. жития « О видении Пречистой Богородицы», «о видении Божественного огня» и др.), преп. Серафима Саровского (см. «Беседа о цели христианской жизни») и мн. др..
6. Науки естественные и наука сверхъестественная.
Подвижничество в области естественных наук не имеет напрямую нравственного аспекта, и часто достижения даруются и праведным, и неправедным как естественный солнечный свет и дождь (см. п.4). Подвижничество в области науки наук – постижения невидимого мира Царствия Божия всё пронизано нравственным содержанием и смыслом. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8), т.е. пока ты сам себя не исправишь, сердце свое не очистишь, ты вообще ничего не узнаешь. Главное чувствилище духовного опыта сам человек – ум и сердце его, которые должны быть способны к духовным созерцаниям и постижениям смыслов. Об этом хорошо написано у прор. Исаии:
«…И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите.
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами своими с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис.6,9-10).
Итак, нравственная поврежденность делает человека неспособным к главнейшему опыту познания на земле – духовному.
7. Свет и социальное служение.
Замечательное место о нетварном свете и духовной жизни человека находим у прор. Исаии, оно непосредственном связано с тем, что сегодня называют социальным служением Церкви. С одной стороны, читая это место, можно сказать, что это никакое не социальное служение, но жизнь в Боге, с другой стороны, если это социальное служение, ведь, в конце концов, можно называть так или иначе, то чудно социальное служение, если оно способно сделать нас причастными Божественного света. Вот это место (Ис.58,7-11, приводим в переводе Юнгерова П.А.):
«Раздели с голодным хлеб твой и нищих бездомных введи в дом твой; если увидишь нагого, одень, и родных из племени твоего не презирай.
Тогда воссияет скоро свет твой, и исцеление твое скоро произойдет, и пойдет пред тобою правда твоя, и слава Божия обнимет тебя.
Тогда воззовешь, и Бог услышит тебя, и пока ты еще будешь говорить, Он скажет: «Вот Я пришел». Если ты удалишь от себя узы (т.е. коварные хитросплетения для других. Юнг.), рукобиения (распускание рук своих для возмездия Кир. Алекс.) и злоречие,
И дашь алчущему хлеб от души твоей, и душу смиренного (думаю, кого смирил Господь, т.е. нищего Н.А.) насытишь, тогда воссияет во тьме свет твой, и тьма твоя будет как полдень.
И будет Бог твой всегда с тобою».
Место это, конечно, хорошо известно, оно вошло в нашу Постную Триодь и даже переложено на стихиры по теме, каким должен быть истинный пост, эта мысль, действительно, у прор. Исаии есть, если привести цитату полнее (см. Ис. 58, 5-6). Но замечательна тема нетварного света в приведенных стихах.
8. Преображение Господне и Символ веры
Когда писалось это слово, казалось, что событие Преображения Господня так важно, что оно должно как-то свидетельствоваться в Символе веры, ведь сказано: «веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 36). Тем не менее, в Символе веры ничего, как будто, про Преображение Господа не сказано. Про воплощение и вочеловечение сказано, но затем сразу «распятаго же за ны…», т.е. сразу о крестном страдании. Ничего о крещении Его даже нет и ничего о преображении Его тоже нет. Тем не менее, темы и смыслы того и другого есть. О Крещении, понятно: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». А о Преображении есть что-нибудь? – Есть:
«Верую… во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна…»
Итак, в Символе веры мы исповедуем, что Христос есть Божественный свет от Божественного света и истинный Бог от истинного Бога.
И далее, как будто, ничего, но, тем не менее, тема и смысл Преображения присутствуют. Читая о празднике Преображения, встречались такие мысли, что Преображение это воскресение прежде воскресения и Второе пришествие прежде Второго пришествия. Вспомним окончание Символа веры:
«Ча́ю воскресе́ния мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».
«Чаю воскресение мертвых» это, несомненно, о грядущем телесном воскресении мертвых. Но есть в евангелии от Луки притча о блудном сыне, в которой отец говорит такие слова о возвратившемся сыне:
«ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15,24). Т.е. возвращение заблудшего грешного сына отец назвал воскресением. В этом смысле слова Символа веры мы можем отнести ко всякому нашему воскресению от мрака греховной смерти, а оживить нас способен только неизреченный Божественный свет Христа, которым он просиял на Фаворе. Духовно воскреснув человек отвергает жизнь по страстям и похотям мира сего и начинает жизнь во Христе и это, несомненно, преддверие жизни будущего века уже здесь на земле. Поэтому, думается, что слова Символа веры:
«Ча́ю воскресе́ния мертвых. И жизни будущаго века. Аминь», помимо своего прямого значение, относящегося к жизни будущей имеют несомненное значение и для нашей сегодняшней жизни здесь на земле. Подобно тому, как Царство Божие, которое должно быть там, в жизни будущей, Христос приблизил земной жизни своим пришествием на землю, а в событии Преображения явил его пришедшим в силе (Мрк. 9,1). В этом смысле Преображение Христа открывает нам некую тайну, дарует нам некий ключ, которые позволяют нам предвосхищать сокровища грядущего Царства уже здесь на земле, и, думается, в этом один из смыслов пришествия Христова и совершенного Им на земле спасения.
Протоиерей Николай Абрамов.

Преображение Господне. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе, Равенна. VI в. Сайт Православие.Ру
Просмотров: (56)