В 1663 году отставной казак Степан Корнилов поселился в пойме р. Ушайка, в месте слияния ее с р.Каменкой. Через год к нему переселяется его младший брат с семьей. Так началась история села Корнилова.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ
Историческая справка
В 1663 году отставной казак Степан Корнилов поселился в пойме р. Ушайка, в месте слияния ее с р.Каменкой. Через год к нему переселяется его младший брат с семьей. Так началась история села Корнилова. Первоначально оно входило в Семилуженский стан. Основным занятием жителей было земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, лен, коноплю. Свежевспаханные земли давали неплохой урожай. В лесах было обилие дичи, в р. Ушайке рыбы. Излишки сельскохозяйственных продуктов, пушнина, рыба реализовывались на рынке г. Томска. Государство освобождало казаков-землепашцев от налогов на 4-6 лет. Все это позволяло жить в достатке. Где-то в то же время уже появились д.д. Аркашово, Протопопово, Сафроново и др.
В 1782 году в д. Корнилово проживали 23 души мужского пола. В середине 18 века Корнилово уже становится крепким зажиточным селом. Этому способствовало его выгодное расположение — близость волостного города, наличие богатых природных ресурсов. В окрестностях села имелось 9 пасек, 3 запруды для ловли рыбы, на р. Каменка была построена мельница.
В начале XIX века появляется новая улица Заречная, еще раньше выстраивается церковь, при которой открывается школа (Сообщение о школе для нас новое! Иер. Н. Абрамов). В 1859 году в Корнилове насчитывается в 24 дворах 65 душ мужского пола, это без учета молодых казаков, уходящих на царскую службу в г.Томск. В 1900- ые годы изменяется социальный состав населения: в Корнилове поселяют ссыльных, расселяются в селе батраки и поденщики, превращаясь со временем в крестьян-землепашцев.
XX век перевернул устоявшуюся жизнь жителей с. Корнилово. Корниловцы враждебно отнеслись к власти Советов. Активно участвовали в Колчаковском движении и заплатили за это жестокую цену – на сегодня в селе не осталось ни одного прямого потомка Томского конного казака Степана Корнилова (Это не совсем так, в 2012 году отметили 55-летие совместной жизни Корнилов Иван Сергеевич и Корнилова Анна Даниловна, жители с.Корнилово. Хотя, действительно, Корниловых мало, может быть, больше и нет. За время своего служения приходилось встречать Круглыхиных, реже Лязгиных, Аркашевых. иер. Н. А.).
В 1920 г. был образован Корниловский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет с. Корнилово Северной волости Томского уезда Томской губернии. В конце 30-ых начале 40-ых сельсовет входил в состав Новосибирской области.
В 1944 году Корниловский сельсовет стал частью вновь образованного Томского района Томской области.
В 1977 г. переименован в Корниловский сельский Совет народных депутатов и его исполнительный комитет с. Корнилово.
В 1991 году исполком упразднен, а его функции переданы Корниловской сельской администрации.
Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 в целях укрепления основ народовластия, обеспечения реформ местного самоуправления деятельность Советов народных депутатов прекращена, а их функции возложены на соответствующие администрации. Эта реорганизация коснулась и с. Корнилово. С 12 октября 1993 года органом местной власти является Корниловская сельская администрация.
В целях повышения эффективности управления муниципальным образованием в условиях обновления местного самоуправления Постановлением Главы Администрации Томского района от 14 апреля 1997 года «О реформировании органов местного самоуправления» был образован Корниловский сельский округ.
Законом Томской области № 241-ОЗ от 12.11.2004 образовано Корниловское сельское поселение, включающее в себя населенные пункты: с. Корнилово, д. Лязгино, д. Бодажково, д. Аркашево, д. Малая Михайловка, д. Сафроново. Административный центр – с. Корнилово. Отметим также, что на гербе Корниловского поселения изображен рисунок нашего храма святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.
Историческая справка составлена по материалам официальных сайтов Корниловского поселения korpos.tomsk.ru и Томского района www.tradm.ru
Примечение. В «Справочной книге по Томской епархии» (ссылки см. в пп.3.1.3.а-г) деревня Софронова пишется через о. Название деревни, очевидно происходит от имени Софроний, которое в свою очередь от слова София – Премудрость (Н.А.).
===============
Корниловское сельское поселение в наши дни.
По данным за 2016 год численность населения составляет – 2231 человек, в том числе в разрезе населенных пунктов:
годы | 2002 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
с. Корнилово | 1619 | 1636 | 1701 | 1724 | 1800 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
д. Аркашево | 94 | 119 | 154 | 156 | 150 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
д. Бодажково | 39 | 37 | 41 | 43 | 48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
д. Лязгино | 123 | 127 | 135 | 146 | 147 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
д. Малая Михайловка | 38 | 40 | 63 | 67 | 74 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
д. Сафроново | — | 3 | 1 | 8 | 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего в поселении | 1913 | 1962 | 2095 | 2144 | 2231 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ИСТОРИЯ ПРИХОДА
История Корниловской часовни.
Истории Корниловской часовни нам известна из трех источников:
1) Сообщения местных жителей о часовне в Корнилове:
а) Воспоминания Засухиной Марии Иосифовны (2005г.)
б) Свидетельство Пшеничникова Василия Константиновича об иконе из Корниловской часовни (2006г.)
2) Краткая запись из Томского архива — ГАТО, Фонд170.Опись1. дело 1218.
3) Сведения из «Справочной книги по Томской епархии»
Книг с таким названием нам известно четыре. Приведем ссылки на каждую из них:
а) Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана. — Электрон. копия печ. публикации : Томск, 1900. — Список лиц, значащихся в справочнике, в конце кн. Эл. адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1151/ (стр129).
б)Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год/ сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д. Е. Березова. — Томск : Типография Епархиального братства, 1903. Эл. адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1185/ (стр.122-123).
в) Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год [Электронный ресурс] : с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей : по 1-е марта 1911 г. — Загл. с экрана. — Электрон. копия печ. публикации : Томск, 1911. — Алфавит в конце кн.Эл. Адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1152/ (стр.168-169).
г) Справочная книга по Томской епархии за 1914 год / сост. служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. — Томск : Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1914. Эл. адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1110/ (стр.129-130).
Примечание : страницы, которые относятся к деревне Корниловой и часовне в ней обозначены в круглых скобках.
***
Несколько подробнее опишем сведения о Корниловской часовне из этих источников.
а) О воспоминаниях Засухиной Марии Иосифовны (2005г.)
Многие сельские старожилы помнят о часовне в Корнилове. Но наиболее подробные воспоминания оставила Засухина Мария Иосифовна. Ее рассказ о часовне записан нами в 2005г. с ее слов, тогда ей было девяносто лет, она сохраняла ясную память и полную здравость рассуждения. Вот выписка сведений о Корниловской часовне из воспоминаний Засухиной М.И. :
Часовня в селе Корнилово.
В селе была часовня, построили её, примерно, в 1925 г. сами корниловцы (Кулаковы и др.) Колокольня была высокая (выше, чем сейчас церковь). На колокольне было три колокола: большой, средний и маленький. Звон был красивый. Стояла часовня примерно там же, где сегодняшняя церковь, где сейчас погреб у детского садика. Вход в часовню был со стороны д. Родионово. У часовни было два придела. Налево придел для исповеди и причастия, справа придел-комната для проживания священников. Самая главная икона в часовне святителя Николая. В часовне была печь, потому там было всегда тепло. Вокруг часовни был высокий штакетник, ворота большие, тесовые. Вдоль всего штакетника росли кедры, черемуха, малина.
Прихожане часовни.
В часовню ходило все село. В Корнилове была школа четырехлетка, детей было много и все ребятишки ходили в часовню. Старостой и сторожем часовни был Григорий Васильевич. В часовне было всегда чисто, на территории убрано, следили за порядком сами селяне.
Клир и службы в часовне.
Священники приезжали в село для службы из Томска. Батюшка был Филипп Васильевич, Софья Севастьяновна пела и учила богослужебному пению. На Пасху и Рождество были ночные службы. На Светлую седмицу служили всю неделю. Торжественные службы были в Троицу и в день Георгия Победоносца.
Закрытие часовни.
В 1939 г. сельсовет решил убрать церковь. Когда закрывали часовню, то село разделилось, были драки, сопротивление значительной части селян, но часовню все-таки разрушили, иконы сдали в Никольскую Церковь. Там, где была часовня сделали памятное место, где в праздники били в било. На богослужение ходили в Семилужки.
Когда эти воспоминания были нами выслушаны и записаны, нам было не понятно: Почему в столь древнем селе Корнилово ( основано в 1663 г.) только в 1920-х годах строится часовня? Когда на Руси наступило время разрушения храмов, в Корнилове строят новый? Непонятно! Ответ на эти вопросы мы получили в ходе дальнейших исследований.
б) Свидетельство Пшеничникова Василия Константиновича об иконе из Корниловской часовни (2006г.)
После Панихиды в Троицкую субботу, 10.06 2006г., в храм пришел Пшеничников Василий Константинович. Он принес фотографию с иконой Божией Матери «Знамение». Фотоснимок сделан в 1966г. На фотографии икона стоит во главе гроба усопшего родителя, отца Пшеничникова В.К.
Василий К. рассказал, что после разрушения Корниловской часовни в 30-х годах его мать сохранила большую икону. Перед своей смертью в 1969г. она завещала Василию передать икону в церковь. В том же году он отнес её в Троицкую церковь и оставил её там на крыльце.
2) Краткая запись из Томского архива — ГАТО, Фонд 170. Опись 1. дело 1218.
В 2011 году нам передали краткое, но важное для нас свидетельство из Томского архива (ГАТО, Фонд170.Опись1. дело 1218): «Деревня Корнилова Томского уезда, в конце 19 века – 30 дворов, 14 верст от Томска, при р. Каменке и Ушайке, часовня, хлебозапасный магазин, водная мукомольная мельница. 1881 год. К Воскресенской церкви приписана часовня в деревне Корниловой. Часовня старая, время создания неизвестно».
Что здесь важно:
- «в конце 19 века – 30 дворов», по исторической справке: в 1859 году – 24 двора, по воспоминаниям Засухиной М.И.: в Корнилове в 20-30-ых годах ХХ столетия было сорок домов. Все это очень правдоподобно.
- Самое важное! В Корнилове была древняя часовня! То строительство часовни в 1920-ые годы, о котором рассказывала Засухина М.И., было строительством новой часовни взамен старой, поскольку в 1881 году в Корнилове была «часовня старая, время создания неизвестно». Если она в 1881 было старая, так что и время создания ее неизвестно, то думается, что она была построена как минимум более ста лет до того. Поэтому можно предположить время построения строения Корниловской часовни не позднее 1781 года, а скорее всего и раньше.
- Важное замечание. В 1881 году часовня была приписная к Томской Воскресенской церкви. Это факт дает указание, где можно поискать дополнительные сведения о Корниловской часовне.
3) Сведения из «Справочной книги по Томской епархии»
Наиболее полные сведения о Корниловской часовне содержатся в Справочной книге по Томской епархии за 1902/3 год (стр.122-123) . Кратко изложим их. В эти годы деревня Корнилова входила в Протопоповский Приход Благочиния 2-го. В селе Протопоповском в 1899 году была построена новая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца; «земли при ней 9 десятин сенокосной». В приход этой церкви входили: село Протопоповское, деревни: Нижне –Протопоповская -1верста (видимо это расстояние от села Протопоповского), Лоскутова – 4 вер., Воронова – 12 вер., Кучумова – 7 вер., Еркина – 6 вер., Плотникова – 7 вер., Нехорошева – 6 вер., Аркашева – 8 вер., Софронова – 6 вер., Родионова – 12 вер., Круглыхина – 13 вер., Корнилово – 12 вер., Заварзина – 13 вер., Деева – 12 вер., Хайдукова – 5 вер., Трубачева, Тарабыкина, Оловянишникова. Расстояние от Томска – 18 вер. (видимо, села Протопоповского). Всего прихожан мужского пола 1072, женского – 1123. Раскольников нет.
В селе Протопоповском училище министерское с 1877г. В приходе две школы грамоты в дер. Кучумо-Еркиной и и Аркашевой, три часовни в дер. Лоскутовой – Флора и Лавра, в дер. Корниловой и Еркиной – Всемилостивого Спаса (Это для нас главная новость!), приписная церковь во имя Рождества Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в дер. Заварзиной, деревянная, построена в 1898 году, земли при ней нет. «Расстоянием от Томска в 8 верстах, а от приходской церкви в 9 верстах». Священно-церковно служители: Священник Иоанн Константинович Троицкий, 59 лет, на настоящем месте с 14 февраля 1888г., псаломщик – запрещенный диакон Алексей Константинович Еленский, 45 лет, на настоящем месте с 4 декабря 1901г.
В Справочной книге по Томской епархии за 1898-99 год (Стр.129) о составе деревень входящих в Протопоповский приход ничего не говорится. Количество прихожан мужского пола 1009, женского пола 1095 (Из этих данных следует, что примерно тоже число деревень входило и в эти годы в Протопоповский приход, просто здесь они не названы). Сказано, что в двух школах грамоты обучалось в 1898 г. мальчиков 42, девочек 12. Скорее всего, что это те самые две школы, о которых упоминалось в Справочной книге по Томской епархии за 1902/3г. «в приходе две школы грамоты в дер. Кучумо-Еркиной и Аркашевой, содержатся на средства епархиального училищного Совета»(стр123). Священник указан тот же самый И.К. Троицкий, псаломщик: Павел Константинович Евтихиев, 24 лет, назначен псаломщиком 25 июня 1895 г.
В Справочной книге по Томской епархии за 1909/10 год (стр.168-169) указаны деревни, входящие в состав Протопоповского прихода. По сравнению с 1902/3 г. указано расстояние от села Протопоповского для деревень Трубачева — 8 вер., Тарабыкино – 7 вер., Оловянникова – 5 вер., Позднева – 8 вер. (это село добавлено). Прихожан обоего пола 2087 душ. Церковная школа упомянута только в дер. Еркиной (про Аркашево ничего не говорится). Три часовни в деревнях Лоскутовой Корниловой и Еркиной упомянуты, имена часовен не названы.
«Церковно-приходское попечительство существует с 1905 года» (? Н.А.)
Священно-церковно служители: Протоиерей Иоанн Константинович Троицкий, 68 лет, и временно исполняющий должность псаломщика уволенный в запас армии унтер-офицер Иван Патрикеевич Жеребятьев, 39 лет, состоит в настоящей должности с 1899г., при сей церкви с 1907 года.
В Справочной книге по Томской епархии за 1914 год перечислены все деревни входящие в Протопоповский приход. Указана общая численность прихожан 2717душ (значительный рост, за пять лет на 630 человек!). Указаны приписная церковь во имя Рождества Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, три часовни в дер. Лоскутовой, Корниловой и Еркиной упомянуты, имена не названы. В дер. Еркиной указана церковная школа грамоты (про Аркашево опять не упоминается, видимо с 1909 г школа исчезла). Интересное для нас сообщение: «Церковно-приходское попечительство существует с 1905 года» (Что сие? Н.А.).
Священно-церковно служители: Священник Иннокентий Павлов Дъяконов, 43 лет, на месте с 24 ноября 1910 г. и псаломщик Александр Григорьев Мелентьев, 24 лет, на месте с 5 мая 1911 г.
Итак, что мы можем сказать сегодня о Корниловской часовне:
1.Часовня в Корнилове была древняя, в 1881 году она была уже такая «старая», что «время создания неизвестно». Предполагаем, что построена была часовня не позднее 1781 года, но, скорее всего, еще раньше. В 1881 году часовня была приписной к Воскресенской церкви г. Томска (ГАТО, Фонд170.Опись1. дело 1218).
- С 1899г. Корниловская часовня уже относится к Протопоповскому приходу. В 1899 году в селе Протопоповском была построена новая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, окрестные деревни, в том числе и дер. Корнилова входили в этот приход. (Справочные книги по Томской епархии за 1898/9; 1902/3, 1908/09; 1914 гг.)
- Часовня в дер. Корниловой носила имя Всемилостивого Спаса. Храмовый праздник 1/14 августа Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164г.). В народе говорят 1-й Спас, медовый. С этого дня начинается Успенский пост. (Справочная книга по Томской епархии за 1902/3г.,стр.123)
- Известны имена священников Протопоповского прихода, которые по долгу службы должны были окормлять дер. Корнилова: прот Иоанн Константинович Троицкий (с1899 по 1910гг.) Священник Иннокентий Павлов Дъяконов (с 1910 г по 1914 гг. возможно и далее, нет сведений). Имена псаломщиков см в тексте.
- После революции 1917г., в 1920 –х годах (примерно в 1925 г.) жителями дер. Корниловой построена новая часовня взамен старой (Воспоминания Марии Иосифовны Засухиной,2005г.)
- Священники в эту новую часовню приезжали из Томска. Батюшка был Филипп Васильевич, псаломщица Софья Севастьяновна.
- В 1930 –х годах (в 1939г. по памяти Засухиной М.И.) часовня была разрушена при сопротивлении значительной части селян. На месте ее был поставлен памятный знак, где в церковные праздники били в било верующии селяне дер. Корниловой.
- Место расположения Корниловской часовни неподалеку от современной церкви села Корнилово, на месте бывшего погреба детского сада.
Видеозапись: о.Николай рассказывает о древней корниловской часовне во время малого Крестного хода в день храмового праздника 15 мая 2016 года.
Краткая история современного храма в с. Корнилово.
Современный храм в селе Корнилово построен по инициативе жителя села Чернова Анатолия Ефимовича, построен, главным образом, на его средства и его попечением. Как упоминалось выше, новый храм построен практически на том же месте, где стояла древняя часовня, хотя Чернов А.Е., выбиравший место для строительства, и глава Корниловского поселения Круглыхин Н.В., разрешивший строительство, об этом факте не знали. Все произошло как бы само собой. Новый храм небольшой, общая площадь порядка семидесяти кв.метров, но построен с любовью и согласно с традицией древнерусского деревянного зодчества (Псковских церквей XI –XII вв.). Проект кровель храма выполнил иконописец Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря Трофимов Николай. К основному помещению храма примыкает Крестильный предел, в котором установлена купель для крещения с полным погружением. Храм украшает колокольня, где небольшой, но качественно сделанный набор колоколов. Колокола – благотворительный дар Научно-Производственной Компании «Полимер-Компаунд», Генеральный директор Чернов А.Е. В 2016 году проведен капитальный ремонт храма: расширена площадь основной части храма почти в два раза, увеличен алтарь, чтобы можно было перенести северные врата и иконостасную икону Божией Матери установить рядом с Царскими Вратами.
Время строительства храма: 30.05.2002г. – 13.05.2007г., капитальный ремонт — 2016-2017 год.
История прихода
До строительства храма и образования Прихода в Корнилове совершались выездные Литургии. Для совершения Литургии и Таинства Крещения приезжал священник Илия Семин и студенты Томской Семинарии. 30 мая 2002 г. архиепископ Томский и Асиновский Ростислав (тогда еще епископом) совершил молебен на основание храма и установил закладной крест Церкви во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. С сентября 2003г. иереем Николаем Абрамовым совершались регулярные воскресные молебны в помещении сельского клуба. 18 июля 2004 г. состоялось собрание учредителей, на котором была создана местная религиозная организация – Приход во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба с. Корнилова Томской области Томской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
10 октября 2004 г. совершена первая Божественная Литургия. Начало Литургической жизни тогда стало возможным в связи с окончанием первого этапа работ по строительству храма, 2 марта 2005 г. Получено свидетельство о государственной регистрации Прихода и внесении записи о нем в единый реестр юридических лиц. 23 марта 2005 г. Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав издал указ о назначении Настоятелем Прихода иерея Николая Абрамова.
13 мая 2007 года, в шестое воскресение по Пасхе, в неделю о слепом архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом совершено освящение храма. Храм освящен во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Архиепископу сослужили митрофорный протоиерей Богдан Бида, игумен Богородице-Алексиевского мужского монастыря Силуан (Вьюров), секретарь Епархиального управления протоиерей Алексий Бервено, протодиакон Св.-Петропавловского собора Владимир Марков, преподаватель ТДС иерей Александр Классен, настоятель Прихода храма иерей Николай Абрамов. В основание Престола положены св.мощи сщмч. митрополита Киевского Владимира, новомученика (1918 г.), в антиминс зашиты св.мощи древних мчч. Прова, Тараха и Андроника (304 г.). Богослужение украсил мужской хор учащихся ТДС.
11 мая 2014г. за воскресной Божественной Литургией митрополит Томский и Асиновский Ростислав возвел иерея Николая Абрамова в сан протоиерея. (Указ Его Святейшейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла № У-01/89 от 08.04.2014 г)
В Приходе служит один священнослужитель протоиерей Николай Георгиевич Абрамов.
Просмотров: (1057)
Душа радуется,ведь мой дед Инокеннтий Константинович Палаткин родом из этой деревни….а бабушка Анна Яковлевна Красноперова родом из Аркашево.Как у вас все преобразилось.Сама я Томичка.но горжусь своими деревенскими корнями !!!!!!!!