О Корниловском поселении и истории Прихода храма свв.Бориса и Глеба.

В 1663 году отставной казак Степан Корнилов поселился в пойме р. Ушайка, в месте слияния ее с р.Каменкой. Через год к нему переселяется его младший брат с семьей. Так  началась история села Корнилова.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ

Историческая справка 

В 1663 году отставной казак Степан Корнилов поселился в пойме р. Ушайка, в месте слияния ее с р.Каменкой. Через год к нему переселяется его младший брат с семьей. Так  началась история села Корнилова. Первоначально оно входило в Семилуженский стан. Основным занятием жителей было земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, лен, коноплю. Свежевспаханные земли давали неплохой урожай. В лесах было обилие дичи, в р. Ушайке рыбы. Излишки сельскохозяйственных продуктов, пушнина, рыба реализовывались на рынке г. Томска. Государство освобождало казаков-землепашцев от налогов на 4-6 лет.  Все это  позволяло жить в достатке. Где-то в то же время уже появились д.д. Аркашово, Протопопово, Сафроново и др.

В 1782 году в д. Корнилово проживали 23 души мужского пола. В середине 18 века Корнилово уже становится крепким зажиточным селом. Этому способствовало его выгодное расположение — близость волостного города, наличие богатых природных ресурсов. В окрестностях села имелось 9 пасек, 3 запруды для ловли рыбы, на р. Каменка была построена мельница.

В начале XIX века появляется новая улица Заречная, еще раньше выстраивается церковь, при которой открывается школа (Сообщение о школе для нас новое! Иер. Н. Абрамов). В 1859 году в Корнилове насчитывается в 24 дворах 65 душ мужского пола, это без учета молодых казаков, уходящих на царскую службу в г.Томск. В 1900- ые годы изменяется социальный состав населения: в Корнилове поселяют ссыльных, расселяются в селе батраки и поденщики, превращаясь со временем в крестьян-землепашцев.

XX век перевернул устоявшуюся жизнь жителей с. Корнилово. Корниловцы враждебно отнеслись к власти Советов. Активно участвовали в Колчаковском движении и заплатили за это жестокую цену – на сегодня в селе не осталось ни одного прямого потомка Томского конного казака Степана Корнилова (Это не совсем так, в 2012 году отметили 55-летие совместной жизни Корнилов Иван Сергеевич и Корнилова Анна Даниловна, жители с.Корнилово. Хотя, действительно, Корниловых мало, может быть, больше и нет. За время своего служения приходилось встречать Круглыхиных, реже Лязгиных, Аркашевых. иер. Н. А.).

В 1920 г. был образован Корниловский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет с. Корнилово Северной волости Томского уезда Томской губернии. В конце 30-ых начале 40-ых сельсовет входил в состав Новосибирской области.

В 1944 году Корниловский сельсовет стал частью вновь образованного Томского района Томской области.

В 1977 г. переименован в Корниловский сельский Совет народных депутатов и его исполнительный комитет с. Корнилово.

В 1991 году исполком упразднен, а его функции переданы Корниловской сельской администрации.

Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 в целях укрепления основ народовластия, обеспечения реформ местного самоуправления деятельность Советов народных депутатов прекращена, а их функции возложены на соответствующие администрации. Эта реорганизация коснулась и с. Корнилово. С 12 октября 1993 года органом местной власти является Корниловская сельская администрация.

В целях повышения эффективности управления муниципальным образованием в условиях обновления местного самоуправления Постановлением Главы Администрации Томского района от 14 апреля 1997 года «О реформировании органов местного самоуправления» был образован Корниловский сельский округ.

Законом Томской области № 241-ОЗ от 12.11.2004 образовано Корниловское сельское поселение, включающее в себя населенные пункты:  с. Корнилово, д. Лязгино, д. Бодажково, д. Аркашево, д. Малая Михайловка, д. Сафроново. Административный центр – с. Корнилово. Отметим также, что на гербе Корниловского поселения изображен рисунок нашего храма святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.

Историческая справка составлена по материалам официальных сайтов Корниловского поселения  korpos.tomsk.ru  и Томского района www.tradm.ru

Примечение. В «Справочной книге по Томской епархии» (ссылки см. в пп.3.1.3.а-г) деревня Софронова пишется через о. Название деревни, очевидно происходит от имени Софроний, которое в свою очередь от слова София – Премудрость (Н.А.).

===============

Корниловское сельское поселение в наши дни.

По данным за 2016 год численность населения составляет – 2231 человек, в том числе в разрезе населенных пунктов:

 годы        2002       2007      2008      2009       2010
с. Корнилово 1619 1636 1701 1724 1800
д. Аркашево 94 119 154 156 150
д. Бодажково 39 37 41 43 48
д. Лязгино 123 127 135 146 147
д. Малая Михайловка 38 40 63 67 74
д. Сафроново     — 3 1 8 12
 Всего в поселении 1913 1962 2095 2144 2231
 

 № п/п Наименование населенного пункта Расстояние до Томска (км) Расстояние до центра округа (км) Всего хозяйств
1. c. Корнилово 17 Центр 541
2. д. Лязгино 11 4 42
3. д. Бодажково 12 4,5 14
4. д. Аркашово 20 14 32
5. д. М-Михайловка 3 4 16
6. д. Сафроново 14 8

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

История Корниловской часовни.

Истории Корниловской часовни нам известна из трех источников:

1) Сообщения местных жителей о часовне в Корнилове:

а) Воспоминания Засухиной Марии Иосифовны (2005г.)

б) Свидетельство Пшеничникова Василия Константиновича об         иконе из Корниловской часовни (2006г.)

2) Краткая запись из Томского архива — ГАТО, Фонд170.Опись1. дело 1218.

3) Сведения из «Справочной книги по Томской епархии»

Книг с таким названием нам известно четыре. Приведем ссылки на каждую из них:

а) Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год  [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана. — Электрон. копия печ. публикации : Томск, 1900. — Список лиц, значащихся в справочнике, в конце кн. Эл. адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1151/ (стр129).

б)Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год/ сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д. Е. Березова. — Томск : Типография Епархиального братства, 1903. Эл. адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1185/   (стр.122-123).

в)  Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год  [Электронный ресурс] : с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей : по 1-е марта 1911 г. — Загл. с экрана. — Электрон. копия печ. публикации : Томск, 1911. — Алфавит в конце кн.Эл. Адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1152/  (стр.168-169).

г) Справочная книга по Томской епархии за 1914 год  / сост. служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. — Томск : Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1914. Эл. адрес: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1110/  (стр.129-130).

Примечание : страницы, которые относятся к деревне Корниловой и часовне в ней обозначены в круглых скобках.

***

Несколько подробнее опишем сведения о Корниловской часовне из этих источников.

а)  О воспоминаниях Засухиной Марии Иосифовны (2005г.)

Многие сельские старожилы помнят о часовне  в Корнилове. Но наиболее подробные воспоминания оставила Засухина Мария Иосифовна. Ее рассказ о часовне записан нами в 2005г. с ее слов, тогда ей было девяносто лет, она сохраняла ясную память и полную здравость рассуждения. Вот выписка сведений о Корниловской часовне  из воспоминаний Засухиной М.И. :

Часовня в селе Корнилово.

В селе была часовня, построили её, примерно, в 1925 г. сами корниловцы (Кулаковы и др.) Колокольня была высокая (выше, чем сейчас церковь). На колокольне было три колокола: большой, средний и маленький. Звон был красивый. Стояла часовня примерно там же, где сегодняшняя церковь, где сейчас погреб у  детского садика. Вход в часовню был со стороны д. Родионово. У часовни было два придела. Налево придел для исповеди и причастия, справа придел-комната для проживания священников. Самая главная икона в часовне святителя Николая. В часовне была печь, потому там было всегда тепло. Вокруг часовни был высокий штакетник, ворота большие, тесовые. Вдоль всего штакетника росли кедры, черемуха, малина.

Прихожане часовни.

     В часовню ходило все село. В Корнилове была школа четырехлетка, детей было много и все ребятишки ходили в часовню. Старостой и сторожем часовни был Григорий Васильевич. В часовне было всегда чисто, на территории убрано, следили за порядком сами селяне.

Клир и службы в часовне.

     Священники приезжали в село для службы из Томска. Батюшка был Филипп Васильевич, Софья Севастьяновна пела и учила богослужебному пению. На Пасху и Рождество были ночные службы. На Светлую седмицу служили всю неделю. Торжественные службы были в Троицу и в день Георгия Победоносца.

 Закрытие часовни.

     В 1939 г. сельсовет решил убрать церковь. Когда закрывали часовню, то село разделилось, были драки, сопротивление значительной части селян,  но часовню все-таки разрушили, иконы сдали в Никольскую Церковь. Там, где была часовня сделали памятное место, где в праздники били в било. На богослужение ходили в Семилужки.

Когда эти воспоминания были нами выслушаны и записаны, нам было не понятно: Почему в столь древнем селе Корнилово ( основано в 1663 г.) только в 1920-х годах строится часовня? Когда на Руси наступило время разрушения храмов, в Корнилове строят новый? Непонятно! Ответ на эти вопросы мы получили в ходе дальнейших исследований.

 

б) Свидетельство Пшеничникова Василия Константиновича об иконе из Корниловской часовни (2006г.)

После Панихиды в Троицкую субботу, 10.06 2006г., в храм пришел Пшеничников Василий Константинович. Он принес фотографию с иконой Божией Матери «Знамение». Фотоснимок  сделан в 1966г. На фотографии икона стоит во главе гроба усопшего родителя, отца Пшеничникова В.К.

Василий К. рассказал, что после разрушения Корниловской часовни в 30-х годах его мать сохранила большую икону. Перед своей смертью в 1969г. она завещала Василию передать икону в церковь. В том же году он отнес её в Троицкую церковь и оставил её там на крыльце.

2) Краткая запись из Томского архива — ГАТО, Фонд 170. Опись 1. дело 1218.

В 2011 году нам передали краткое, но важное для нас свидетельство из Томского архива (ГАТО, Фонд170.Опись1. дело 1218): «Деревня Корнилова Томского уезда, в конце 19 века – 30 дворов, 14 верст от Томска, при р. Каменке и Ушайке, часовня, хлебозапасный магазин, водная мукомольная мельница. 1881 год. К Воскресенской церкви приписана часовня в деревне Корниловой. Часовня старая, время создания неизвестно».

Что здесь важно:

  1. «в конце 19 века – 30 дворов», по исторической справке: в 1859 году – 24 двора, по воспоминаниям Засухиной М.И.: в Корнилове в 20-30-ых годах ХХ столетия было сорок домов. Все это очень правдоподобно.
  2. Самое важное! В Корнилове была древняя часовня! То строительство часовни в 1920-ые годы, о котором рассказывала Засухина М.И., было строительством новой часовни взамен старой, поскольку в 1881 году в Корнилове была «часовня старая, время создания неизвестно». Если она в 1881 было старая, так что и время создания ее неизвестно, то думается, что она была построена как минимум более ста лет до того. Поэтому можно предположить время построения строения Корниловской часовни не позднее 1781 года, а скорее всего и раньше.
  3. Важное замечание. В 1881 году часовня была приписная к Томской Воскресенской церкви. Это факт дает указание, где можно поискать дополнительные сведения о Корниловской часовне.

3) Сведения из «Справочной книги по Томской епархии»

Наиболее полные сведения о Корниловской часовне содержатся в Справочной книге по Томской епархии за 1902/3 год (стр.122-123) . Кратко изложим их. В эти годы деревня Корнилова входила в Протопоповский Приход Благочиния 2-го. В селе Протопоповском в 1899 году была построена новая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца; «земли при ней 9 десятин сенокосной». В приход этой церкви входили: село Протопоповское, деревни: Нижне –Протопоповская -1верста (видимо это расстояние от села Протопоповского), Лоскутова – 4 вер., Воронова – 12 вер., Кучумова – 7 вер., Еркина – 6 вер., Плотникова – 7 вер.,  Нехорошева – 6 вер., Аркашева – 8 вер., Софронова – 6 вер., Родионова – 12 вер., Круглыхина – 13 вер., Корнилово – 12 вер., Заварзина – 13 вер., Деева – 12 вер., Хайдукова – 5 вер., Трубачева, Тарабыкина, Оловянишникова. Расстояние от Томска – 18 вер. (видимо, села Протопоповского). Всего прихожан мужского пола 1072, женского – 1123. Раскольников нет.

В селе Протопоповском училище министерское с 1877г. В приходе две школы грамоты в дер. Кучумо-Еркиной и и Аркашевой, три часовни в дер. Лоскутовой – Флора и Лавра, в дер. Корниловой и Еркиной – Всемилостивого Спаса (Это для нас главная новость!), приписная церковь во имя Рождества Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в дер. Заварзиной, деревянная, построена в 1898 году, земли при ней нет. «Расстоянием от Томска в 8 верстах, а от приходской церкви в 9 верстах». Священно-церковно служители: Священник Иоанн Константинович Троицкий, 59 лет, на настоящем месте с 14 февраля 1888г., псаломщик – запрещенный диакон Алексей Константинович Еленский, 45 лет, на настоящем месте с 4 декабря 1901г.

В Справочной книге по Томской епархии за 1898-99 год  (Стр.129) о составе деревень входящих в Протопоповский приход ничего не говорится. Количество прихожан мужского пола 1009, женского пола 1095 (Из этих данных следует, что примерно тоже число деревень входило и в эти годы в Протопоповский приход, просто здесь они не названы). Сказано, что в двух школах грамоты обучалось в 1898 г. мальчиков 42, девочек 12. Скорее всего, что это те самые две школы, о которых упоминалось в Справочной книге по Томской епархии за 1902/3г. «в приходе две школы грамоты в дер. Кучумо-Еркиной и Аркашевой, содержатся на средства епархиального училищного Совета»(стр123). Священник указан тот же самый И.К. Троицкий, псаломщик: Павел Константинович Евтихиев, 24 лет, назначен псаломщиком 25 июня 1895 г.

В  Справочной книге по Томской епархии за 1909/10 год (стр.168-169) указаны деревни, входящие в состав Протопоповского прихода. По сравнению с 1902/3 г. указано расстояние от села Протопоповского для деревень Трубачева — 8 вер., Тарабыкино – 7 вер., Оловянникова – 5 вер., Позднева – 8 вер. (это село добавлено). Прихожан обоего пола 2087 душ. Церковная школа упомянута только в дер. Еркиной (про Аркашево ничего не говорится). Три часовни в деревнях Лоскутовой Корниловой и Еркиной упомянуты, имена часовен не названы.

«Церковно-приходское попечительство существует с 1905 года» (? Н.А.)

Священно-церковно служители:  Протоиерей Иоанн Константинович Троицкий, 68 лет, и временно исполняющий должность псаломщика уволенный в запас армии унтер-офицер Иван Патрикеевич Жеребятьев, 39 лет, состоит в настоящей должности с 1899г., при сей церкви с 1907 года.

В Справочной книге по Томской епархии за 1914 год  перечислены все деревни входящие в Протопоповский приход. Указана общая численность прихожан 2717душ (значительный рост, за пять лет на 630 человек!). Указаны приписная церковь во имя Рождества Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, три часовни в дер. Лоскутовой, Корниловой и Еркиной упомянуты, имена не названы. В дер. Еркиной указана церковная школа грамоты (про Аркашево опять не упоминается, видимо с 1909 г школа исчезла). Интересное для нас сообщение: «Церковно-приходское попечительство существует с 1905 года» (Что сие? Н.А.).

Священно-церковно служители: Священник Иннокентий Павлов Дъяконов, 43 лет, на месте с 24 ноября 1910 г. и псаломщик Александр Григорьев Мелентьев, 24 лет, на месте с 5 мая 1911 г.

Итак, что мы можем сказать сегодня о Корниловской часовне:

1.Часовня в Корнилове была древняя, в 1881 году она была уже такая «старая», что «время создания неизвестно».  Предполагаем, что построена была часовня не позднее 1781 года, но, скорее всего, еще раньше. В 1881 году часовня была приписной к Воскресенской церкви г. Томска (ГАТО, Фонд170.Опись1. дело 1218).

  1. С 1899г. Корниловская часовня уже относится к Протопоповскому приходу. В 1899 году в селе Протопоповском была построена новая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, окрестные деревни, в том числе и дер. Корнилова входили в этот приход. (Справочные книги по Томской епархии за 1898/9; 1902/3, 1908/09; 1914 гг.)
  2. Часовня в дер. Корниловой носила имя Всемилостивого Спаса. Храмовый праздник 1/14 августа Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164г.). В народе говорят 1-й Спас, медовый. С этого дня начинается Успенский пост. (Справочная книга по Томской епархии за 1902/3г.,стр.123)
  3. Известны имена священников Протопоповского прихода, которые по долгу службы должны были окормлять дер. Корнилова: прот Иоанн Константинович Троицкий (с1899 по 1910гг.) Священник Иннокентий Павлов Дъяконов (с 1910 г по 1914 гг. возможно и далее, нет сведений). Имена псаломщиков см в тексте.
  4. После революции 1917г., в 1920 –х годах (примерно в 1925 г.) жителями дер. Корниловой построена новая часовня взамен старой (Воспоминания Марии Иосифовны Засухиной,2005г.)
  5. Священники в эту новую часовню приезжали из Томска. Батюшка был Филипп Васильевич, псаломщица Софья Севастьяновна.
  6. В 1930 –х годах (в 1939г. по памяти Засухиной М.И.) часовня была разрушена при сопротивлении значительной части селян. На месте ее был поставлен памятный знак, где в церковные праздники били в било верующии селяне дер. Корниловой.
  7. Место расположения Корниловской часовни неподалеку от современной церкви села Корнилово, на месте бывшего погреба детского сада.

Видеозапись: о.Николай рассказывает о древней корниловской часовне во время малого Крестного хода в день храмового праздника 15 мая 2016 года.

Краткая история современного храма в с. Корнилово.

 

Современный храм в селе Корнилово построен по инициативе жителя села Чернова Анатолия Ефимовича, построен, главным образом, на его средства и его попечением. Как упоминалось выше, новый храм построен практически на том же месте, где стояла древняя часовня, хотя Чернов А.Е., выбиравший место для строительства, и глава Корниловского поселения Круглыхин Н.В., разрешивший строительство, об этом факте не знали. Все произошло как бы само собой. Новый храм небольшой, общая площадь порядка семидесяти кв.метров, но построен с любовью и согласно с традицией древнерусского деревянного зодчества (Псковских церквей XI –XII вв.). Проект кровель храма выполнил иконописец Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря Трофимов Николай. К основному помещению храма примыкает Крестильный предел, в котором установлена купель для крещения с полным погружением. Храм украшает колокольня, где небольшой, но качественно сделанный набор колоколов. Колокола – благотворительный дар Научно-Производственной Компании «Полимер-Компаунд», Генеральный директор Чернов А.Е. В 2016 году проведен капитальный ремонт храма: расширена площадь основной части храма почти в два раза, увеличен алтарь, чтобы можно было перенести северные врата и иконостасную икону Божией Матери установить рядом с Царскими Вратами.

Время строительства храма: 30.05.2002г. – 13.05.2007г., капитальный ремонт — 2016-2017 год.

История прихода

До строительства храма и образования Прихода в Корнилове совершались выездные Литургии. Для совершения Литургии и Таинства Крещения приезжал священник Илия Семин и студенты Томской Семинарии. 30 мая 2002 г. архиепископ Томский и Асиновский Ростислав (тогда еще епископом) совершил молебен на основание храма и установил закладной крест Церкви во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. С сентября 2003г. иереем Николаем Абрамовым совершались регулярные воскресные молебны в помещении сельского клуба. 18 июля 2004 г. состоялось собрание учредителей, на котором была создана местная религиозная организация – Приход во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба с. Корнилова Томской области Томской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

10 октября 2004 г. совершена первая Божественная Литургия. Начало Литургической жизни тогда стало возможным в связи с окончанием первого этапа работ по строительству храма, 2 марта 2005 г. Получено свидетельство о государственной регистрации Прихода и внесении записи о нем в единый реестр юридических лиц. 23 марта 2005 г. Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав издал указ о назначении Настоятелем Прихода иерея Николая Абрамова.

13 мая 2007 года, в шестое воскресение по Пасхе, в неделю о слепом архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом совершено освящение храма. Храм освящен во имя святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Архиепископу сослужили митрофорный протоиерей Богдан Бида, игумен Богородице-Алексиевского мужского монастыря Силуан (Вьюров), секретарь Епархиального управления протоиерей Алексий Бервено, протодиакон Св.-Петропавловского собора Владимир Марков, преподаватель ТДС иерей Александр Классен, настоятель Прихода храма иерей Николай Абрамов. В основание Престола положены св.мощи сщмч. митрополита Киевского Владимира, новомученика (1918 г.), в антиминс зашиты св.мощи древних мчч. Прова, Тараха и Андроника (304 г.). Богослужение украсил мужской хор учащихся ТДС.

11 мая 2014г. за воскресной Божественной Литургией митрополит Томский и Асиновский Ростислав возвел иерея Николая Абрамова в сан протоиерея. (Указ Его Святейшейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла № У-01/89 от 08.04.2014 г)

В Приходе служит один священнослужитель протоиерей Николай Георгиевич Абрамов.

 

Просмотров: (882)

Ответ на “О Корниловском поселении и истории Прихода храма свв.Бориса и Глеба.

  1. Душа радуется,ведь мой дед Инокеннтий Константинович Палаткин родом из этой деревни….а бабушка Анна Яковлевна Красноперова родом из Аркашево.Как у вас все преобразилось.Сама я Томичка.но горжусь своими деревенскими корнями !!!!!!!!

Комментарии закрыты.